Личный блог Романеева В.А.
О текущей ситуации

Концепция общественной безопасности России на основе развития в области интеллектуальной собственности

Сегодня важнейшим фактором стабильного

развития страны является переход экономики

с ресурсного на инновационный путь развития.

Президент РФ В.В. Путин

Концепция общественной безопасности России на основе развития в области интеллектуальной собственности

Концепция общественной безопасности России на основе развития в области интеллектуальной собственности (далее - Концепция) подготовлена с учетом Концепции межгосударственной инновационной политики содружества независимых государств на период до 2005г., Концепции инновационной политики России на 2001-2005г.г., Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы.

Концепция также учитывает основные положения Доктрины развития российской науки, Концепции реформирования российской науки, Концепции промышленной политики, Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Концепции научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001-2005 годы, Концепции формирования информационного общества в России и Федеральной Программы развития образования, Федеральных законов “Об образованииgt”,”О науке и государственной научно-технической политике”.

Введение

В последние десять лет Россия находится в экономическом кризисе. Ни одна из отраслей экономики не является конкурентоспособной на мировом уровне, ни одна не способна приносить стабильный доход, т.е. стать «локомотивом» экономики (в т.ч. и связанные с природными богатствами) и обеспечить лидирующее положение страны на рынке. Экономический спад сопровождается и социальным кризисом. Низкий уровень жизни, культурный спад, насаждение западной идеологии, крах идеи, которая в прошлом объединяла общество – все это привело к духовному кризису, падению доверия и уважения к собственному государству, снижению чувства патриотизма. Необходимость реформ очевидна. В то же время зачастую социальные и экономические цели противоречат друг другу. Пытаясь развить одно направление, государство забывает о другом. До сих пор нет определенности в общей стратегии развития России в будущем. Это сказывается и на роли России в мировом сообществе. Теряя уважение собственных граждан, Россия уже не может претендовать на серьезное партнерское отношение к себе на мировом рынке.

В настоящее время Россия на мировом рынке по большому счету играет роль сырьевого придатка. Именно сырьевые ресурсы, их добыча и продажа – основной источник доходов. При этом неоспорим факт наличия огромного потенциала, который подтверждают и зарубежные и отечественные эксперты. Однако интенсивного, а не экстенсивного его использования, в соответствии концепцией устойчивого развития, до сих пор не наблюдается. Это сдерживает дальнейшее экономическое и социальное развитие России, а на мировом уровне отбрасывает ее все дальше назад по сравнению со странами Запада. Поэтому в экономической сфере основная проблема сегодня – проблема интенсивного развития, наилучшего приложения ресурсов. В социальной сфере – отсутствие объединяющей идеи, понимания роли России на мировом уровне, гордости страной. Решение этих проблем – это вопрос неотложный, касающийся не просто развития страны, а ее безопасности. Вхождение России в ВТО может стать для нас очередным кризисом: повлечь падение отечественного производства, засилье западной культуры, потерю Россией своей независимости. И так оно и будет, если не начать преобразования уже сейчас.

России необходимо найти свою нишу на мировом рынке, понять и осознать свою роль в мировом сообществе. В экономическом плане – производить конкурентоспособный товар, пользующийся спросом, к тому же способствующий наилучшему приложению имеющегося потенциала. В социальном – найти свой духовный путь, провозгласить его на мировом уровне. Необходимо найти объединяющее начало, изначальную цель, которая объединила бы экономическое и политическое направления развития. Осознание своей роли позволит четко определить приоритеты развития, построить стратегию роста, учитывающую как экономические, так и социальные факторы, способствующую многостороннему развитию общества.

ЦЕЛЬ КОНЦЕПЦИИ

Целью настоящей Концепции является – определение российского пути дальнейшего общественного развития и выдвижения России на роль духовного и экономического центра мирового сообщества.

Для решения поставленной цели необходимо рассмотреть ряд вопросов:

-боснование необходимости постановки цели для российского общества;

- выбор и обоснование поставленной цели;

- формулировка политических, социально-экономических, культурных и технико-технологических предпосылок и условий для ее реализации;

- определение основных средств и ресурсов реализации поставленной цели;

- определение круга первоочередных мероприятий для реализации цели.

НЕОБХОДИМОСТЬ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

На данный момент на рассмотрение общественности предлагается множество Концепций развития отдельных отраслей и сфер экономики страны, реформирования социального устройства. В каждой из них говорится о необходимости адаптации к рыночным условиям, внедрения рыночной идеологии.

Вместе с тем рыночная идеология, которую проповедуют развитые страны, и которую пытались с помощью МВФ насадить у нас, исчерпала себя (см. например, доклад Дж. Стиглица, вице-президента и главного экономиста Всемирного банка, ж-л «Вопросы экономики, 1998, №8) и, более того, становится опасной для них как для государств, так как разрушает человеческие взаимоотношения внутри общества, прежде всего семейные и межличностные, эти общества поражены эгоистически потребительским синдромом. Поэтому слепо перенимать западные идеологические ценности не только глупо, но и опасно. Перед Россией стоит задача поиска собственного пути, выработка цели общества, которая была бы понятна и близка каждому.

К сожалению, до сих пор ни властью, ни одной из российских партий так и не сформулирована цель общества, если не считать общих слов о всеобщем счастье. Если за нее принять цель сформулированную, например, одной из партий – «Наша цель - добиваться равенства не в бедности, а в богатстве», - то такая цель в скором времени заведет нас в тупик.

Безусловно, материальная сторона жизни волнует все общество, и достижение материального благополучия для всех и каждого – важная цель. Достижение стабильного экономического роста – важная предпосылка благополучия всего общества. Но подобное стремление не должно быть самоцелью. Добиться стабильности и в экономической и в социальной сферах, ставя основной целью извлечение максимальной прибыли, а значит, не учитывая духовных потребностей человека, невозможно. Об этом свидетельствует пример стран Запада: при всем внешнем, именно материальном благополучии, этим странам так и не удалось достичь социальной стабильности.

Непроявленность соподчиненности основного понятия, что дух – первичен, материя – вторична, приводит к тому, что ни в одной из программ наших партий четко не выстроены приоритеты для действия, а значит в дальнейшем, когда начнется разработка механизмов реализации, исходя из того, что большинство в обществе настроено материалистично, приоритет опять будет отдан вторичному.

Трудности, испытываемые абсолютным большинством россиян, заставляют их задумываться о духовной жизни и обратиться к своей последней надежде - Богу. Признание Бога, как первоосновы мира, состоялось и на самом высоком научном уровне (см. слушания Всемирного Русского Народного Собора по теме «Вера и знание: проблемы науки и техники на рубеже столетий»(1998г.)).

Как ни парадоксально, но в тех трудностях, которые сейчас переживает Россия, и есть главная надежда на лучшее будущее всего остального мира и, прежде всего развитых стран, так как только она еще способна выработать и осуществить идею преобразования общества, учитывая все лучшее, что было накоплено человечеством.

Таким образом, российская идея (на ее основе - Гимн России) должна показать дальнейший путь развития не только для самой России, но и всего мира. В этом видится ее миссия 3-го тысячелетия.

Эта идея должна содержать два важных аспекта:

1. Так как большинство населения пока что первичным для себя считает материальное благополучие - то, естественно, в идее должно быть заложено стремление к богатству (прибыли, лучше сверхприбыли, т.к. это говорит о динамичном развитии) каждого. Но это не должно быть конечной целью, иначе мы придем в тупик, как и развитые страны, и более того – это будет крахом не только для нас, но и для всех.

2. В качестве основной ценности общества и стремления к его единению – духовное развитие каждого.

Итак, в целом развитие общества может быть связано только с духовностью, естественно, при этом не отказываясь от тех благ, которые существуют в обществе и которые не вступают в противоречие с главной целью общества, которую мы бы сформулировали следующим образом на данном этапе: получение стабильной сверхприбыли на принципах не прагматичного отношения к природе и человеку, способствующих его духовному обогащению.

Однако на данном этапе, как уже отмечалось, в России нет ни одной отрасли, которая способна бы была приносить стабильную сверхприбыль (в т.ч. и связанные с природными богатствами). Достичь значительного роста до уровня развитых стран в отраслях материального производства в достаточно короткие сроки с соблюдением принципа непрагматичного отношения к природе и человеку не представляется возможным. В то же время промедление еще дальше отбрасывает нас в развитии по сравнению с Западом. Следовательно, России необходимо найти нишу, еще не занятую на мировом рынке, при этом производить такой товар, который бы способствовал наиболее интенсивному использованию ресурсов, которыми располагает государство. При этом производство должно стимулировать духовное, интеллектуальное развитие каждого человека и общества в целом.

Объединить указанные направления развития возможно только в случае, если осуществляемая обществом деятельность, предмет извлечения прибыли, будет способствовать и духовному обогащению человека. В то же время она должна приносить и значительный доход, чтобы удовлетворять материальные потребности общества. Единственный ресурс, который все еще остается недооцененным на данный момент в России, в то же время является неисчерпаемым, и к тому же способен приносить реальный доход- это интеллектуальный ресурс. Помимо этого именно интеллектуальная, творческая деятельность способствует развитию личности, ее самосовершенствованию. В то же время интеллектуальная деятельность является источником инноваций. А инновации в свою очередь – отправная точка всех усовершенствований, будь то новый продукт, технология или способ организации труда. То есть интеллектуальная, а точнее инновационная деятельность есть то самое звено, которое способствует достижению сразу обеих целей: приносит реальный значительный доход и в то же время способствует духовному развитию общества.

Однако сам по себе ресурс не может быть источником стабильного дохода. Как и все прочие, он должен быть переработан в определенном порядке. У всех упомянутых выше Концепций есть один принципиальный недостаток: практически во всех говорится об инновационном пути развития, но нигде не разъясняется, что инновация – это по сути «сырье» из которого в дальнейшем можно сделать продукт. Но, если нефть (сырье) находится в наших недрах и мы можем проконтролировать процесс ее использования, то опубликованная (продемонстрированная, рассказанная) инновация становится мировым достоянием и платить за ее использование никто не обязан. В некоторых Концепциях упоминается о необходимости патентной защиты инноваций, но это делается как-то между прочим, как об одном из множеств условий. А между тем, если говорить об объектах промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы), то только патентная защита определяет, кто есть хозяин, а значит и кто получит в дальнейшем монопольное право распоряжаться продуктом на рынке. Только защищенная (в т.ч. по авторскому праву или как ноу-хау) инновация, согласно международным иили национальным законодательствам, становится объектом интеллектуальной собственности, а значит, может принести нам прибыль, т.е. Россия должна избрать интеллектуальный путь развития: инновация + защита.

До сих пор мы так и не осознали, что сегодняшний мировой рынок это не рынок продуктов, сделанных на основе какой-то идеи, а, прежде всего, это рынок прав на эти продукты. То есть разработчикам всех документов, касающихся развития России, надо сломать свой стереотип, что главный продукт это «железо», главный продукт – право, полученное на основе патентного законодательства. В конечном счете, можно и не изготавливать продукт, а продать по лицензии право на производство этого продукта, но, с экономической точки зрения, это не самый выгодный вариант.

С момента защиты прав объект становится объектом интеллектуальной собственности, с помощью которого можно извлекать реальные выгоды как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Патентная монополия – единственная законная монополия на мировом рынке. А монополия – это возможность мониторинга производства и сбыта, стабильные сверхприбыли и контроль над конкурентами.

Итак, достижение поставленной цели интенсивного развития возможно лишь при всестороннем использовании интеллектуального потенциала России, воплощение которого – объекты интеллектуальной собственности. То есть целью России должно быть получение стабильной сверхприбыли на основе воспроизводства и реализации объектов интеллектуальной собственности на принципах не прагматичного отношения к природе и человеку, способствующих его духовному обогащению, именно эта цель должна быть записана в уставах российских коммерческих фирм.

Именно такая цель будет способствовать развитию и совершенствованию российского общества и позволит занять лидирующую позицию на мировом уровне.

ПРЕДПОСЫЛКИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Россия всегда была богата талантами и, несмотря на утечку мозгов, способна вырабатывать практичные идеи. Еще и сегодня в России одна из лучших систем общего образования, не полностью потерян научный потенциал, имеются интересные теоретические разработки мирового уровня. При этом патентная система, как таковая, создана и, несмотря на некоторые неясности в законодательной базе, вполне работоспособна при ее квалифицированном использовании. У России есть опыт работы в мировой патентной системе.

Защита прав патентообладателей происходит в судебном порядке. Судебная система с некоторыми замечаниями выстроена (есть Палата по патентным спорам, расписаны полномочия гражданских, арбитражных, третейских судов).

В то же время существуют определенные особенности, которые обязательно необходимо учесть при разработке дальнейшей стратегии движения по намеченному пути. Основные из них:

• нестабильность политического и экономического положения в стране, не позволяющая государству быстро и эффективно решать экономические и организационные проблемы преобразований, рассчитанных на длительную перспективу;

• вялое проведение рыночных реформ в экономики страны в целом и динамичное развитие российского рынка информационных и телекоммуникационных средств, технологий, продуктов и услуг; опережающее, сравнимое по темпам роста с развитыми странами, создание различных систем связи - каналы передачи информации, коммутирующие комплексы, средства связи и т.д. - и индустрии предоставления информационных услуг. Опережающее развитие информационных технологий по сравнению с развитием правовой культуры и культуры общения. Это может привести к значительной утечке информации, в том числе касающейся инновационной деятельности.

• предельно высокий уровень монополизации средств массовой информации, слабая подконтрольность обществу системы формирования общественного сознания;

• несовершенство патентной системы, заключающееся в наличии противоречий и недоработок в патентном законодательстве (касающиеся охраны служебных и секретных изобретений), а также в бюрократизме и малоподвижности центральной фигуры системы – Роспатент;

• расцветшая недобросовестная конкуренция, которая душит добросовестный бизнес (особенно мелкий и средний) и угрожает самому существованию государства;

• низка квалификация судей, неотрегулирован процесс рассмотрения жалоб, возражений. К тому же подчиненность Роспатенту, например, Палаты по патентным спорам не позволяет считать выносимые решения достаточно объективными и независимыми.

• отсутствие свободных инвестиций для финансирования программ и проектов, существенное падение объемов производства и, прежде всего в высокотехнологичных отраслях, общий застой в экономической деятельности и значительное снижение уровня жизни населения. Возможность значительных инвестиций ограничена и требует дополнительной оценки предложенных инноваций. В связи с этим выделяется новая проблема достоверности проводимых оценок;

• законодательство в области оценочной деятельности, в частности, федеральный закон ФЗ от 8.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» аннулировал разделение оценщиков. В итоге оценщик сейчас должен владеть и оценкой недвижимости, транспорта, ОИС и прочее. Тем самым, лишились права заниматься оценкой патентоведы, патентные поверенные, т.е. именно те специалисты, которые знают суть ОИС и никогда не помышлявшие заниматься оценкой той же недвижимости.

Рассмотренные выше политические и социально-экономические условия, существенно отличаются от условий, характерных для развитых стран и, следовательно, требуют определения пути, свойственного только России, однако учитывающего накопленный мировой опыт.

Из сказанного вытекает, что возможен только один достойный вариант развития России – на основе развития и надлежащей защиты и использования на мировом рынке главного богатства России – продуктов интеллектуальной деятельности. Для этого России крайне необходимо преодолеть барьер права, что не отрицает жизни по совести, всегда присущей ей. Это не самоцель, это одна из ступенек развития. Обозначенное направление решает одновременно социальные и экономические сложности. Начальные ресурсы для развития данной сферы: интеллектуальные, наличие патентной, оценочной и судебной систем – присутствуют. Одновременно именно этот вид деятельности на мировом уровне способен приносить стабильных доход и уже осуществляется в глобальном масштабе в Японии, в основу ее государственного административного деления положена технополисная структура. То есть существуют как внутренние, так и внешние возможности движения по интеллектуальному пути развития и примеры такого развития.

Для России этот путь нетрадиционный и не получил массового распространения, т.к. не были учтены некоторые особенности нашей действительности. Он требует хотя бы минимальных темпов экономического роста, устойчивой работы оставшихся промышленных предприятий, политической стабильности в обществе и политической воли исполнительной и законодательной власти. События последних трех лет в России позволяют надеяться, что это время пришло.

Прогноз развития общества в случае успешной реализации концепции.

Обозначенная Концепцией цель дальнейшего развития общества преследует решение двух, казалось бы, противоречащих друг другу задач: достижение материального благополучия и духовный рост. Это становится возможным именно благодаря запланированному интенсивному использованию интеллектуальной собственности в базовых отраслях промышленности. Приемлемой формой для этого являются структуры уже апробированные мировой практикой и, позволяющие сконцентрировать финансовые и материальные ресурсы на инновационном развитии. Самой распространенной и являющейся главным экономическим инструментом ускорения НТП (научно-технического прогресса) является технополисная концепция развития, основанная на городах, в которых quot;критическая массаquot; образования, науки, техники, наукоемкого бизнеса, рискового капитала порождает quot;цепную реакциюquot; научной и деловой активности международного, глобального масштаба.

Японцы первыми увидели в технополисах модель будущего общества и поставили его формирование на рельсы государственного планирования. Это не означает, что технополисы финансируются только государством. Типичные источники финансирования технополисов в Японии таковы: 30% - государственное финансирование, 30% - муниципалитеты, 30% - предприятия и частные лица, 10% - иностранные инвесторы.

Для российской действительности настоятельно требуется, чтобы первый самый рискованный вклад в апробацию идеи сделало государство. С 2004г. это будет реализовываться через федеральную программу quot;Стартquot;, при этом целесообразно, чтобы рисковое финансирование поступающих идей осуществлялось преимущественно через Инкубаторы бизнеса, Инкубаторы технологий, Инновационные центры, Технопарки, Технополисы и другие формы организации инновационного процесса.

В период становления Технополисы (и другие формы организации, далее - Технополисы) должны иметь не только научную направленность, но преимущественно чисто производственную, направленную на решении задач местного производства.

Все проекты, включенные в Технополис, должны являться вертикально-хозрасчетными и строиться на принципах программно-целевого управления, планирования и проектирования. В сущности, Технополисы - это в полном смысле сумма технологий, но не случайных, а самых эффективных. В этом стратегическая мудрость идеологов Технополиса. Если научное обоснование и выбор целей, определение задач и средств на их реализацию, этапов их решения составляют основу стратегии и тактики Технополисов, то программно-целевое управление, планирование и проектирование составляет технологию формирования и функционирования Технополисов. Необходимо привлечение самых квалифицированных специалистов для изучения рынков и выработки долгосрочной стратегии маркетинга. Чем эффективнее будет проводиться маркетинговая компания, тем больше потенциальных вкладчиков заинтересуется конкретным проектом.

Успешная работа Технополисов неизбежно сопровождается так называемым мультипликационным эффектом, связанным с воздействием их научно-производственной сферы на укрепление и расширение обслуживающих и других социальных сфер, как непосредственно на территории Технополисов, так и за их пределами, в регионах, с которыми они поддерживают постоянные деловые контакты.

Разрастание Технополисов и необходимых для их полноценного функционирования производств, а также объектов и служб социальной инфраструктуры в ряде случаев приводит к возникновению научно-технологических агломераций, скоплений Технополисов.

Возникновение в Технополисах новых фирм и производств неизбежно сопровождается появлением новых рабочих мест. Тем самым Технополисы вносят свою лепту в решение такой актуальной социальной проблемы, как обеспечение занятости населения.

Основой научно-технической политики, промышленной политики, политики продаж, а также политики вытеснения конкурентов из приоритетного товарного рынка Технополисов, при создании объектов промышленной собственности, должна стать агрессивная патентная политика. Это позволит не только защитить внутренний рынок, но и занять прочную позицию на мировом рынке, заслужить уважительное к себе отношение.

В то же время публичное поощрение творцов (не только, в лучшем случае, моральное, как это обстоит на данном этапе, но и материальное) будет способствовать переоценке общественных ценностей, особенно среди молодежи. Это в свою очередь, наряду с ростом уважения к государству в связи с его достижениями на мировом рынке, скажется на моральном климате. Появится чувство сопричастности к общему большому делу. Общественную значимость человека будут на деле оценивать не по материальному благосостоянию, а по его таланту, морально-нравственным качествам.

Однако при этом следует учесть, что стимулирование творчества безусловно принесет положительные плоды, но его бесконтрольный разгул может иметь совершенно непредсказуемые последствия. Именно поэтому следует соблюдать основные условия реализации Концепции, которые предусматривают поощрение творчества с одновременным контролем за распространением негативной или преждевременной информации.

Основные условия реализации концепции.

Как известно, основа любого преобразования, любой идеи – информация. Дальнейшее распространение идеи и ее продвижение также зависит от степени доступности и достоверности информации. Поэтому успешная реализация концепции связана с созданием информационной среды общества. Именно она будет являться каналом распространения новой идей, а в дальнейшем – координатором действий участников. Выступая посредником между источниками инноваций и конечными потребителями, она становится основным фактором прогрессивного развития. Однако бесконтрольность распространения информации при низкой культуре общества в целом может иметь негативные последствия. Культурное развитие общества, его правовое воспитание должно опережать прогрессирующий процесс информатизации. Основа продвижения новой цели общества и успех ее осуществления – постепенное и поэтапное формирование информационно-правового общества. Понятие информационного общества сформулировано в Концепции формирования информационного общества в России. В целях настоящей Концепции под понятием информационно-правовое общество следует понимать общество, соответствующее следующим характеристикам:

• Опережающее развитие правовой культуры по сравнению с ростом доступности и открытости информации: надлежащее оформление прав на объекты интеллектуальной собственности, соблюдение и уважение этих прав

• Четко отработанная система защиты прав человека в частности, прав на объекты интеллектуальной собственности

• Возможность свободного творчества и его распространения через информационные сети;

• Создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала, переход информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития, фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах;

• Повышение уровня образования, научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях и, соответственно, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда;

• Формирование единого информационно-коммуникационного пространства России как части мирового информационного пространства, полноправное участие России в процессах информационной и экономической интеграции регионов, стран и народов.

Если обобщить вышеуказанные пункты, то основная стратегическая цель государства на данном этапе – создание условий для построения общества, где развитие личности в области права должно опережать его развитие в области информации.

Основой российского пути к информационно – правовому обществу должны явиться:

1. Выявление и развитие творческих способностей, привитие правовой культуры и информатизация всей системы общего и специального образования, ориентированная на воспитание нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям нового общества - основная перспективная задача перехода. Ее всеобъемлющее решение потребует длительного времени, не менее 10-15 лет, в течение которых может быть разработана и реализована новая идеология непрерывного образования на всех уровнях - от детского сада до обучения и переподготовки взрослых - с разумным сочетанием государственных и негосударственных образовательных институтов. Необходимо учесть, что в России имеется серьезный задел в области применения информационных и телекоммуникационных технологий в высшей школе, однако совершенно недостаточны работы по компьютеризации школ, особенно в небольших городах и на селе. Важную роль в информатизации образования должны сыграть культурно-информационные центры, электронные библиотеки и работа в Интернете.

2. Формирование и развитие индустрии информационных и коммуникационных услуг, ориентированной на массового потребителя является одной из основных задач развития среды общества, обеспечивает заинтересованность населения в использовании информации как ресурса общественного и индивидуального развития, личное, в том числе финансовое участие в процессе перехода к информационно-правовому обществу.

Решение данной задачи позволит:

• непосредственно “довести” характерные черты нового общества до каждого человека и вывести его на более высокий уровень информационной культуры и компьютерной грамотности;

• обеспечить развитие наиболее динамичного сектора рынка информационных и коммуникационных средств, информационных продуктов и услуг;

• при правильной государственной политике обеспечить поддержку отечественных производителей информационных продуктов и услуг и занятие ими этого сектора рынка;

3. Обеспечение сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим российским религиозным и культурно-историческим традициям, является важнейшей задачей, решение которой должно обеспечить передачу новому поколению всего многообразия российской культуры, воспитания этого поколения в атмосфере национальных духовных ценностей и идеалов, максимально уменьшить негативное воздействие на молодых людей англоязычной информационной экспансии, культурно-оккупационного характера Интернета. Должна быть оказана всесторонняя поддержка организация мощного русскоязычного сектора в Интернете. Это создаст предпосылки для преодоления идеологического диктата и распространения политического и духовного влияния США через современные коммуникационные сети и системы. Необходимо рассмотреть возможности контроля за распространением по Интернету непристойной и оскорбляющей общественную нравственность информации, недобросовестной рекламы, мошеннических операций и прочих материалов, оказывающих негативное воздействие на физическое, психическое и моральной здоровье людей.

Механизм реализации концепции

В условиях отсутствия у государства мощных финансовых рычагов, основными средствами государственного регулирования и контроля за процессами остаются законодательная и нормативно-правовая базы. Именно государство должно взять на себя роль пропагандиста и координатора проведения новой идеи в общество. При этом основная цель государства – создание условий для продвижения новой идеи в обществе.

• Формирование общегосударственной Программы перехода России к новой цели общественного развития. Программа должна иметь “рамочный” характер и интегрировать в себе все другие концепции, программы и проекты информатизации, промышленной политики, политики образования, особенно в сфере права, организационных форм их осуществления и пр.

• Разработка Концепции нормативно-правового обеспечения процесса перехода, являющейся основой государственного воздействия на этот процесс. Концепция должна определять основные направления и задачи совершенствования существующей системы законодательства, в том числе в области охраны интеллектуальной собственности.

• Организация и развертывание широкой общественно-политической пропагандистской поддержки процесса перехода.

Итак, прежде всего необходимы преобразования в сфере законодательства. Для эффективной реализации Концепции потребуется:

• Совершенствовать патентную систему, в особенности патентное законодательство,

• Реорганизовать судебную систему, создать специализированный независимый Патентный суд, как последнюю инстанцию, или повысить квалификацию судей в области интеллектуальной собственности;

• Создать адекватную новым условиям законодательную и нормативно-правовую базу, формы и методы административного регулирования, способствующие притоку инвестиций и развитию справедливой конкуренции;

• Способствовать развитию институтов демократии на всей территории страны, обеспечению, всеми возможными правовыми мерами, соблюдения прав граждан, и в особенности прав на интеллектуальную собственность;

• Поставить под особый контроль полноту и правильность оформления и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. Поощрять ведение агрессивной патентной политики субъектами хозяйствования.

• Организовать единый методологический центр сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса для экономической оценки наиболее значимых инноваций для страны и методического руководства аналогичными подразделениями в регионах и городах; проводить агрессивную патентную политику на мировой арене;

• Способствовать организации в каждом регионе и крупном городе технологических инкубаторов, технопарков, технополисов и пр., которые должны взять на себя просветительскую миссию поведения российского бизнеса (особенно мелкого и среднего) на цивилизованном рынке, а также оценку инноваций с точки зрения не прагматичного отношения к природе и человеку, и их дальнейшее сопровождение до реализации на рынке;

Юридически и технологически обеспечивать права на доступ к информации и информационным ресурсам для всего населения, а также охрану персональных данных, гарантировать гражданам предоставление постоянно расширяющегося набора информационных услуг (телефонная связь, электронная почта, мультимедийное образование и др.). Информация должна быть открыта для всех и предоставляться постоянно с гарантией достоверности и полноты. Основная, первичная информация предоставляется населению бесплатно. Если требуется дополнительная обработка, должна устанавливаться разумная цена, включающая стоимость подготовки и передачи информации и небольшую прибыль. При определении стоимости услуг по передаче информации принимается в расчет характер ее использования потребителем.

• Участвовать в подготовке и принятии широкомасштабных международно-правовых соглашений, ставящих под контроль производство и распространение информационных технологий в качестве оружия, о координации деятельности в сфере борьбы с информационным терроризмом и компьютерными преступлениями, о действенных мерах защиты информационных ресурсов, составляющих национальное достояние, интеллектуальной собственности распространяемых по мировым открытым сетям.

Разработка Программы развития и нормативно-правовой базы пути – важная задача законодателей. Однако из имеющегося опыта известно, что законы сами по себе не могут изменить ситуацию в корне. Движение по этому пути, особенно на первых этапах, требует широкой общественной поддержки, глубокого осознания целей перехода к новому обществу и политических, экономических, социальных и культурных преимуществ, которые он предоставляет. Для этой поддержки должны быть скоординированы усилия многих специалистов - гуманитариев, она должна получить самое широкое пропагандистское обеспечение во всех печатных и электронных СМИ. Общественная поддержка должна быть обеспечена через всю систему образования, различные культурные программы. Разъяснение сути преобразований, донесение их важности до каждой личности потребует общественной активности СМИ, также здесь поспособствует компьютеризация населения и использование возможностей ИНТЕРНЕТа. Реализация Концепции должна проходить при непрерывном и опережающем процессе информированности населения о предстоящих преобразованиях. В связи с этим следует принять во внимание реализацию первоочередных задач, обозначенных в Концепции по формированию информационного общества.

При этом необходимо помнить, что любое преобразование, поощряемое властью, все же происходит на уровне отдельных городов и регионов. Россия – это, прежде всего, ее регионы, именно в них будет решаться основное – получит ли данная Концепция реальное воплощение. Основой регионов являются города, расположенные на их территории и потому именно региональные и городские власти являются первичным звеном для начала реализации Концепции, а условия для этого уже есть и уровня их полномочий вполне достаточно. Поэтому практически вся тяжесть ответственности за то, как дальше будет жить Россия лежит не на федеральных органах власти, а на региональных и городских.

Прилагаемая Концепция городского развития разъяснит пути и методы реализации нового подхода на местах.

Заключение

У России свой особый путь в истории и ей нет необходимости прислушиваться к советам со стороны, достаточно осмыслить свой же опыт прошлых лет. Но и изолировать себя от внешнего мира нельзя, это тоже путь гибели вместе с человечеством. Вопрос роста, развития России на данном этапе – это уже вопрос безопасности. Кризисные явления в экономике и социальной сфере страны все дальше отбрасывают ее назад по сравнению со странами Запада, что ставит под угрозу независимость России.

России необходимо найти свою нишу, а затем занять лидирующую позицию в мировом сообществе, определить свою стратегическую цель направить все свои усилия на ее достижение.

Государство провозглашает основной ценностью общества в стремлении к его единению – духовное развитие каждого члена общества.

Предлагаемая уставная цель для всех коммерческих организаций на данном этапе: получение стабильной сверхприбыли на основе воспроизводства и реализации объектов интеллектуальной собственности на принципах не прагматичного отношения к природе и человеку, способствующих его духовному обогащению.

Стратегическая цель государства на данном этапе – создание условий для построения общества, где развитие личности в области права должно опережать его развитие в области информации.

Стратегическая цель в перспективе - создание информационно-правового общества.

Главный экономический инструмент ускоренного достижения поставленных целей - Инкубаторы бизнеса, Инкубаторы технологий, Инновационные центры, Технопарки, Технополисы и другие формы организации инновационного процесса.

Перечисленные первоочередные мероприятия должны быть осуществлены на федеральном уровне. Однако успех или неудача преобразований зависит прежде всего от наличия поддержки на местном уровне. Городские Концепции развития должна полностью соответствовать целям, поставленным в Концепции общественной безопасности.

•  Концепция развития города Тольятти на основе эффективного использования интеллектуального потенциала



Вопрос - Ответ

02.02.2010 | Что такое товарный знак?
Товарный знак (или знак обслуживания) является обозначением, предназначенным отличать товары и/или услуги одних производителей от однородных товаров и услуг других [...]

02.02.2010 | Какие товары являются контрафактными?
Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются [...]

02.02.2010 | Какой смысл в регистрации товарного знака?
Можно выделить несколько основных задач, для решения которых служит товарный знак: • прежде всего, это средство индивидуализации предприятия, а также производимых [...]

 

 

Rambler's Top100

 
 
Г. Тольятти, ул. Фрунзе 43а офис 313
         318-303, 611-220, 464-156