Личный блог Романеева В.А.
О текущей ситуации

Концепция развития города Тольятти на основе эффективного использования интеллектуального потенциала

Введение.

Предлагаемая концепция городского развития предполагает изменение отношения к понятию устойчивого развития как такового. Никакого долговременного роста нельзя достичь, опираясь только на материальные ресурсы развития. Никакое вливание, даже самое значительное, не принесет должного результата, если избрано неверное направление. Предлагаемая концепция предполагает в развитии города делать упор на его интеллектуальный потенциал. Перспективные идеи, наработки предприятий и граждан города так, до сих пор и не востребованы ни обществом, ни властями города. В то же время всестороннее изучение интеллектуального потенциала, поощрение инновационной деятельности, анализ существующих наработок покажут наиболее перспективные пути развития города, стимулируют долговременный рост во всех отраслях. Преимущества предлагаемой Концепции состоят в том, что:

1. Упор в развитии делается на максимальное использование внутренних возможностей города, имеющихся в его распоряжении ресурсов

2. Реализация концепции позволит одновременно повлиять на самые различные сферы хозяйства и жизнедеятельности города, даст толчок в развитии самых различных отраслей

3. Концепция предполагает активное участие самих субъектов хозяйствования, сводя роль управляющих органов к координации действий субъектов

4. Концепция предполагает реализацию принципа социальной справедливости, то есть равенства возможностей всех субъектов хозяйствования (как малых, так и больших предприятий самых различных отраслей) в реализации своих прав и интересов в рамках Концепции.

5. Концепция опирается только на существующие в распоряжении города ресурсы и не предполагает значительных финансовых вливаний со стороны местных властей

6. Реализация концепции повысит инвестиционную привлекательность региона и тем самым укрепит внешние связи города.

Предлагаемая концепция содержит конкретные рекомендации, применение которых уже в ближайшем будущем создаст благоприятные условия для дальнейшего развития и роста благосостояния города. Особенность ее состоит в том, что инициатором предлагаемых мероприятий могут стать как местные власти, так и любая организация, способная координировать действия большинства предприятий города (например, ТПП). В последнем случае деятельность местных властей будет сводиться к предоставлению информации о приоритетных направлениях развития города и одобрению наиболее перспективных идей. Благосостояние города - это прежде всего бесперебойная эффективная работа его предприятий. Стабильного долгосрочного роста невозможно достичь, не осуществляя инновационной деятельности. Так или иначе, любые перемены: обновление ассортимента, применение новых технологий, новая организация труда, связаны с внедрением новшеств. И именно эти реформации, проведенные должным образом, благоприятно сказываются на финансово-хозяйственном состоянии предприятия в долгосрочной перспективе. Любое нововведение - прежде всего, результат интеллектуальной деятельности. Именно поэтому, говоря о перспективах развития города, следует упор делать на наиболее эффективное и многостороннее применение его интеллектуального потенциала. На данном этапе ситуация такова, что именно эта важнейшая составляющая роста и развития города остается без внимания. При этом речь идет не только и не столько об отсутствии разработок, сколько об отсутствии целенаправленной городской политики их разработки, оценки существующих, должного оформления и защиты прав на них, эффективного использования. Результатом такого халатного отношения к собственному интеллектуальному потенциалу является увеличивающееся технологическое отставание, сознательное создание дополнительного риска при внедрении инноваций - риска нарушения прав третьих лиц, а также риска возможной “кражи” идей. Все это приводит к огромным потерям предприятий в рублевом эквиваленте. При этом, как показывает практика, потери (если предприятие вообще выживет в постоянно обновляющемся рынке) во много раз превышают те затраты, которые потребовались бы для надлежащего оформления документов на новинку (получения патента на изобретение, свидетельства на полезную модель или промышленный образец), превращения ее из идеи в интеллектуальную собственность. Никакой интеллектуальной собственности нет, пока нет надлежащей правовой охраны. Сегодняшний рынок это не рынок продуктов, сделанных на основе какой-то идеи, а, прежде всего, рынок прав на объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы и т.п.), а также ноу-хау, полученных на основе законодательства . Должное их оформление дает владельцу возможность стать монополистом на рынке. А монополия на рынке - это дополнительные доходы, возможность контроля и надежная защита от конкурентов. Именно поэтому необходимо уделять максимальное внимание проблеме использования и защиты интеллектуальной собственности.

Цель Концепции : создание условий для эффективного использования интеллектуального потенциала в целях развития и повышения благосостояния города.

Для выполнения поставленной цели необходимо решение ряда задач:

- обеспечение мониторинга инноваций на уровне региона;

- создание системы отбора и оценки инноваций;

- организация должного оформления прав на интеллектуальную собственность;

- стимулирование внедрения эффективных разработок;

- мониторинг результатов внедрения инноваций.

Предпосылки реализации концепции.

1. Уже на данном этапе имеется множество перспективных новинок, большинство предприятий регулярно обновляет ассортимент продукции.

2. Патентная система создана и при надлежащем использовании работоспособна.

3. Судебная система выстроена: Палата по патентным спорам, гражданские суды, арбитражные, третейские суды.

4. Существует законодательство в области оценочной деятельности.

5. Работают специализированные фирмы, занимающиеся оценкой, оформлением прав на объекты интеллектуальной собственности.

6. Действует ТПП, которая может стать координирующим центром организации использования инновационного потенциала города.

Механизм реализации концепции.

В соответствии с поставленными Концепцией задачами целесообразно проведение следующих мероприятий.

1. Инвентаризация. Наиболее быструю отдачу дадут объекты промышленной собственности (ОПС - изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки) и ноу-хау, по этому с них и надо начинать. Напомним, обладатель ОПС является монополистом на рынке на законных основаниях, т.е. он диктует свою волю на рынке и получает соответствующие выгоды.

2. Оценка и выявление возможных сфер применения ОПС и ноу-хау,

В результате администрация города, региона будет располагать точной информацией об имеющемся на ее территории интеллектуальном потенциале, получила бы обоснование для приоритетных направлений развития.

3. Оформление прав на ОИС.

4. Реализация планов и программ.

Для реализации перечисленных мероприятий необходимо построить структуру, определить уровень ее полномочий.

В первую очередь необходим единый координирующий центр, который объединял бы все необходимые звенья. Таким центром на данном этапе вполне может выступить ТПП, так как в ее состав входит множество крупных, средних и мелких предприятий различной специализации. Это позволит охватить в рамках ТПП все указанные виды деятельности. Инвентаризация должна проходить с инициативы руководителей предприятий, поскольку ни одна внешняя структура не в силах выявить перспективы и возможности всех предприятий. Однако ни одно предприятие не начнет данное мероприятие, не уяснив для себя его важность и необходимость. До сих пор специалисты рынка интеллектуальной собственности сталкиваются с вопиющей неграмотностью в этой области большинства субъектов экономической деятельности. Поэтому в первую очередь необходимо провести просветительскую работу, т.н. “ликбез” среди управленцев высшего звена по вопросам интеллектуальной собственности. Это вполне осуществимо в рамках семинаров ТПП, в качестве докладчиков могут выступать квалифицированные специалисты - работники фирм, занимающихся непосредственно оценкой и защитой прав на ОИС. Важно, чтобы в ходе семинаров каждый уяснил важность и неотложность инвентаризации, необходимость ее проведения именно в рамках своего предприятия. Если организация не в силах провести ее собственными силами, возможно привлечение специалистов. Таковые успешно функционируют и входят в состав ТПП.

Наиболее сложным и решающим, для принятия дальнейших решений, будет являться второй этап (по сути, речь идет об экспертной оценке того или иного решения, то есть расхождения в оценках неизбежны). Эту функцию должны на себя взять структурные подразделения власти, руководители которых имели бы достаточно независимую должность (зам. главы администрации, вице-мэра, вице-губернатора). Костяком подразделений должны быть патентные поверенные, дипломированные оценщики интеллектуальной собственности, наиболее опытные патентоведы и экономисты, имеющие опыт работы с ОИС. За этими подразделениями должно быть закреплено решение вышеуказанных задач региона, а также методическое руководство научно-технической политикой региона и фирм, расположенных на его территории, разработка нормативных актов, положений, инструкций и т.д. Конечно, формирование подобных структур займет значительное время, поэтому на данном этапе возможно применение наиболее простого пути: оценки с помощью специалистов в области интеллектуальной собственности, дальнейшего отбора на основании соотнесения приоритетов развития города и отдельного предприятия. Именно на данном этапе необходимо сотрудничество администрации города и предприятий в лице координирующего центра - ТПП. Только соотнесение приоритетов городского развития с возможностями предприятий дадут ответ на вопрос, каковы наиболее перспективные направления развития города. На основании такого анализа в дальнейшем целесообразно поощрение внедрения наиболее перспективных новинок на предприятия. При этом необязательно прямое финансирование из местного бюджета. Достаточно будет предоставления бесплатной рекламы продукции предприятиям, занимающимся инновационной деятельностью, принятие на себя роли социального заказчика.

Очень важная задача - надлежащее оформление прав на ОИС. Без реализации этого условия невозможно будет удерживать лидирующее положение на рынке в дальнейшем. Агрессивная патентная политика региона подстегнет его развитие, поскольку позволит стать монополистом на рынке производимого товара и извлекать из этого положения всевозможные выгоды. А грессивной патентной политикой регионов являются действия по получению исключительных прав, которые будут выявлены, защищены и оценены в процессе работы, и которые будут создаваться в дальнейшем. Защита прав обязательно должна предшествовать реализации планов и программ по внедрению перспективных инноваций. Такая политика, в свою очередь, должна служить стержнем научно-технической политики, промышленной политики, политики продаж, а также политики вытеснения конкурентов из приоритетного товарного рынка,а также будет служить созданию новой нравственной атмосфере в обществе.

Оценка и защита прав на ОИС - ключевые моменты реализации концепции, поэтому необходимо особенно подробно остановиться проблеме агрессивной патентной политике фирм на территории региона.

Для воплощения агрессивной патентной политики на фирмах необходимо построить соответствующую внутреннюю среду на предприятии, которая бы учитывала особенности влияния внешних факторов. Внешние факторы - это:

- законодательная база

- исполнение законов

- конкуренция

- инвестиционный климат

- природные ресурсы.

Также на формирование внутренней среды безусловно повлияют внутренние факторы:

- собственные материальные ресурсы фирмы

- гудвилл предприятия (особое значение имеет творческий потенциал работников и их квалификация)

- нематериальные активы

- наличие собственного капитала

Внутренняя среда, которая позволит реализовать агрессивную патентную политику фирмы, предполагает наличие следующих необходимых условий:

- внутренних инструкций, упорядочивающих и стимулирующих деятельность работников, в частности, в области инновационной и инвестиционной деятельности.

- Знание портфеля исключительных прав конкурентов и тенденций развития

- Проведение маркетинговых исследований с целью выявления емкости и насыщенности рынка

- Наличие специалистов, способных грамотно оценить и оформить права фирмы.

Для выполнения перечисленных условий потребуется время и средства предприятий. Кроме этого, небольшим предприятиям нецелесообразно создавать например, маркетинговое подразделение, включать в штат патентных поверенных. Поэтому на данном этапе опять же следует обратиться к специалистам рынка ОИС, которые на основе патентных исследований выявят уровень разработок, оценят их, помогут в оформлении прав на ОИС, выявят портфель прав конкурентов и факты нарушения прав третьих лиц. Роль ТПП в данном случае сводится к тому, чтобы скоординировать спрос и предложение и направить предприятия к специалистам, которые входят в состав ТПП. Зачастую предприятия не знают к кому обратиться, кто компетентен в данных вопросах и обращаются к лжеспециалистам. Действия через ТПП снизят издержки предприятий в поисках партнеров, дадут гарантии добросовестного выполнения работ.

Для реальной помощи предприятиям мелкого и среднего бизнеса, а также осуществления контроля рынка представляется целесообразным введение Знака качества г.Тольятти. Под знаком качества имеется в виду зарегистрированный товарный знак, использование которого, на основе лицензионного договора, разрешается только на качественной продукции.

Знак качества нужен:

а) для информации потребителя о качественном товаре;

б) зарождающемуся мелкому и среднему бизнесу, который, даже имея качественную продукцию, не в состоянии известить об этом покупателя (не хватает средств на рекламу, на регистрацию и раскрутку своего товарного знака), не в состоянии вести борьбу с недобросовестными конкурентами, как в силу малограмотности в правовом отношении, так и в силу просто нехватки средств на судебные издержки;

в) городской власти, если она заинтересована в развитии среднего и мелкого бизнеса в г. Тольятти, в повышении престижа города не только в России, но и за рубежом;

г) общественности, для воспитания у граждан правовой культуры и активной позиции.

В целом знание инновационного потенциала города, закрепленного документами исключительного права, позволит городским властям более четко определиться с направлениями развития, выявить неудовлетворенные потребности и решить их через дополнительное финансирование, либо через взаимовыгодный обмен (перекрестное лицензирование) с другими городами или регионами.

Концепция подготовлена по инициативе ООО ПП “РОМАНЕЕВЫ”, г.Тольятти

•  Концепция общественной безопасности России на основе развития в области интеллектуальной собственности



Вопрос - Ответ

02.02.2010 | Что такое товарный знак?
Товарный знак (или знак обслуживания) является обозначением, предназначенным отличать товары и/или услуги одних производителей от однородных товаров и услуг других [...]

02.02.2010 | Какие товары являются контрафактными?
Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются [...]

02.02.2010 | Какой смысл в регистрации товарного знака?
Можно выделить несколько основных задач, для решения которых служит товарный знак: • прежде всего, это средство индивидуализации предприятия, а также производимых [...]

 

 

Rambler's Top100

 
 
Г. Тольятти, ул. Фрунзе 43а офис 313
         318-303, 611-220, 464-156